Daugavpils Speedway News Четверг, 2024-05-02, 11:38 AM
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » История спидвея

Два Анатолия и Олег
Статья,опубликованная в спецвыпуске журнала "Автообоз" в 2003 году

     Память. Как много она значит для поколения шестидесятых. Нейлоновые рубашки, "The Beatles", кафе "Космос" (его сейчас уже нет), "Deep Purple" и джинсы... Это было, почти всё. Но когда наступал сезон спидвея многие даугавпилчане забывали о многом, а говорили и сравнивали: Кто сильнее А. Петровский или Я. Голуб с Г.Уленброком? Потянет ли новичок и перворазрядник А.Кузьмин против Х.Глюклиха, Я.Мухи, Э.Янцажа. А к слову Э.Янцаж и А.Ворына к тому времени уже были бронзовыми призёрами чемпионата мира, А.Выгленда выигрывал Европейский финал, тот же А.Ворына к 1969г.был дважды вторым и один раз третьим в Европейских финалах. Х.Глюклих - бронзовый призёр КЧМ 1968 года.
     Ян Голуб из Чехословакии был одним из первых спидвеистов из соцлагеря, которые выступали в Британской профессиональной лиге. До него только его его соотечественник - А.Каспер-старший и А.Ворына получили возможность попробовать свои силы в то время, сильнейшей лиге по спидвею. А Герхард Уленброк из ГДР, понравившийся нашим болельщикам, стал одним из тех, которые вынудили власти Восточной Германии отказаться от участия в Чемпионате Мира, т.к. он оказался примером того, как убегать на Запад из страны "развивающегося социализма".
     А ведь оба Анатолия проверили на прочность сборную Польши. А.Ворына и А.Выгленда узнали, что такое есть "Локомотив", в лице двух наших талантов. Они не были в одной связке, но каждый из них был "звезда" или "звёздочка", и светили они хоть и не на всё небо, но света всёже хватало...
     Первым печальным событием стала смерть бывшего лидера нашего "Локомотива" -Анатолия Петровского. К сожалению, единственное издание нашего города упомянуло об этом факте - газета "Латгалес лайкс". Бывший кумир ушёл тихо, никем не замеченный. Лишь А.Васюкевич и Э.Высоцкий рассказали о славном прошлом Петровского и не менее трагической смерти ветерана спорта. Остальные промолчали!? А потеряли мы не ординарного гонщика и не менее самобытную личность.
     Свой путь в спорте Анатолий начал с первых дней появления спидвея в Даугавпилсе и сразу обратил на себя внимание. Бог не обошёл его ни смелостью, ни талантом, ни умом. Отзывчивый и добрый по натуре человек, он никому не отказывал.А "погреться" в лучах славы знаменитого гонщика мечтали многие, но когда ему пришлось искать тепло для собственного тела и души - повеяло холодком. Лишь один человек пытался, в меру своих сил, помочь - это В.Рыбников, да семья Васюкевичей. Остальные молча наблюдали как о нас уходит Человек... Личность с налётом трагичности.
     Второе событие ещё более печально, в смысле памяти. Забытые коллегами по спидвейному "цеху", уже 25 лет покоятся на городском кладбище А.Кузьмин и О.Гинтер, после потрясшей весь город автокатастрофы.
     Первые годы их могилы посещали не только наши спортсмены, но и гонщики из Уфы, откуда был родом Анатолий Кузьмин. Но время постепенно стёрло из памяти всё, что было связано с этими людьми. Лишь статистики нет-нет, да и вспомнят славное прошлое. А ведь лучшие годы "Локоиотива" были неразрывно связаны с именем Кузьмина.
     Анатолий начал заниматься спидвеем в 1967 году. Из группы примерно в сорок человек осталось лишь двое - А.Сухов и А.Кузьмин. Но конкуренция в уфимской "Башкирии" оказалось настолько жесткой, что пробиться в "основу" было почти нереально. И в 1968 году А.Кузьмин был "сослан" в Даугавпилс, служить в армию при местном военном училище. Первые старты показали, какого уровня прибыл к нам гонщик.
     Иначе как искромётным нельзя назвать взлёт молодого таланта.В то время в команде подобрался настолько сильный состав, что уже реально было думать о медалях чемпионата СССР. Доказательством тому стало звание обладателей кубка СССР в 1969 году. В немалой степени приложил свою руку и 19-летний Кузьмин.
Плюс в том же году Анатолий старнует в двух финалах чемпионата СССР - взрослом (11-е место) и в юниорском (6-е место) .И как итог - приглашение в сборную СССР. А какие "звёзды" входили в её состав! Тогда авансом не звали в сборную СССР. Там были что ни фамилия, то "звезда". Никто просто так не хотел уступать своё место молодому "пацану". Вплоть до 1975 года он был в составе союзной сборной. Наивысший взлёт карьеры Анатолия пришёлся на 1972 год. Когда он стал бронзовым призёром чемпионата СССР, отстав от 2-го и 1-го мест, соответственно на одно и два очка.
     Серебрянная медаль в составе сборной СССР в командном зачёте чемпионата мира. Причём вторая в его коллекции. Первое "серебро"получил годом ранее. Ну и выход в финал личного чемпионата мира, где занял с четырьмя очками 12-е место, можно с полным основанием считать успехом. Первым и последним в истории нашего города в соревнованиях по спидвею.
     Хотя уровень таких турниров как, проходивших в Болгарии на призы газеты "Народна Младеж", и в ГДР "Кубок Балтийского моря" не сопоставимы с чемпионатом мира, но стать чемпионом оных не менее престижно. Выиграв их в 1974 и 1975 г.г. он заслужил звание мастера спорта международного класса.
Но затем был вынужденный перерыв в 2 года. И когда, в конце 1977 года он получил приглашение в главную команду страны нужно было, видеть как сияли его глаза. Но судьба - злодейка зимним днём 1978 года оборвала его планы и вырвала из наших рядов спортивный саморродок и симпатичного, интеллигентного человека. Что такое рок судьбы в полную меру испытал и Олег Гинтер. Если бы некоторые руководящие работники не закрыли в 1973 году саратовский клуб "Салют", если бы он не приехал в Даугавпилс, если бы он не поехал на рыбалку... Вся жизнь состоит из цепочки вроде случайных событий. Но все они потихоньку подводят к закономерному финалу всего живого. Только сроки и даты разные.
Д.А.Дрибинцев в Даугавпилсский "Локомотив" пригласил Олега вместе с С.Чувашкиным. И не прогадал. Не в плане мастерства. Тут и так было всё в порядке. Он ещё в 1972 году, когда А.Кузьмин, собрат по трагическому несчастью стал третьим, выступал в финале ЛЧ СССР(13 место). В смысле человеческих качеств. Всегда корректный, с чувством юмора и непременно улыбающийся, он покорил сердца всех,  кто был с ним знаком. А те, кому не повезло с ним пообщаться, восторгались его мастерством на дорожке. В то время стали ходить не только "на Кузьмина", но уже и "на Гинтера". В тот же 1974 год Олег попадает снова в финал ЛЧ СССР, в котором занимает высокое,восьмое место.
     Затем, на следующий год, Гинтер становится финалистом Спартакиады народов СССР, проводившейся недалеко от его родного Саратова, в Тольятти. 4-х очков не хватило ему до третьего места. Набрав 8 очков пришлось доволльствоваться 9-й позицией.
     К сожалению, в сборную СССР ему не удалось пробиться. Настолько в те годы был высокий уровень советских гонщиков. Но даже если бы ему и доверили стартовать в чемпионате мира, вряд ли Олег выступил бы хуже тех, кто попал в "основу". Но кокуренция была большой.
     После гибели двух гонщиков наш клуб попал в состояние "грогги". Это был настоящий шок для всего города, не то что для "Локомотива" и его поклонников. Тогда мы все потеряли душу и "мотор" команды. Давайте хоть иногда об этом вспоминать.



Другие материалы по теме
Категория: История спидвея | Добавил: Arny (2006-09-18)
Просмотров: 2610 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]