Daugavpils Speedway News Воскресенье, 2024-04-28, 5:05 PM
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Интервью

Первая часть интервью с Ришардом Доломисевичем.

Портал SportoweFakty.pl взял интервью у одного из лидеров "Полонии" Быдгощ 80-х годов, первом легионере советской лиги (в составе "Локомотива") Ришарда Доломисевича. Интервью состоит из нескольких частей.

В первой части разговора с порталом SportoweFakty.pl, Ришард Доломисевич вспомнил начало своей карьеры, первое серьёзное падение и первые лиговые очки. Также рассказывает о трансферном закулисье и что происходило в спидвее в 80-е годы 20 века.

SF: Как началось твоё знакомство со спидвеем?

Ришард Доломисевич: В школу спидвея я записался в 1980 году вместе с группой нескольких своих сверстников. В начале у нас был один комбинезон и мотоцикл. Первые месяцы заключались в том, что мыли мотоциклы и бесцельно гуляли по закрытому парку. В школе было очень мало оборудования нам особенно не удавалось его использовать. Кто пережил этот этап и не ушёл, тот мог начинать первые тренировки.

Один комбинезон и мотоцикл?

Именно! В те времена было трудно получить мотоцикл для гонщиков, стартовавших в лиге, не говоря уж о подготовке молодёжи. Ещё хуже было с комбинезонами. Мы носили кожанные комбинезоны и шлемы, которые вообще нельзя было уже использовать. Например шлемы не были подогнаны к размеру головы. Если был великоват, то приходилось поддевать шапку, а если маловат - то с кем-нибудь менялись.

Под чьим руководством ты делал свои первые шаги?

Руководителями школы тогда были Станислав Витковски и Мечислав Полукард. Первый занимался поиском молодых талантов. С этой целью он ездил по окрестностям, главным образом в сёлах и искал ребят, которые умели ездить на мотоциклы. Полукард готовил нас с технической стороны. Учил как стартовать чтобы не сделать "свечу", как правильно проходить виражи и т.д.

Как ты вспомнинаешь свой первый выезд на спидвейном мотоцикле?

Когда первый раз сел на мотоцикл - почувствовал огромный страх. Это можно сравнить с выходом на катапульту, хотя я никогда этого и не делал (смеется). После заводки мотоцикла и добавления газа нужно стараться не упасть с него. Со многими из ребят происходили обидные падения, при которых мотоцикл неожиданно вырывался вперед, а они падали на землю. Вдобавок ко всему у мотоцикла нет ограничителя наклона мотоцикла а с правой стороны есть крюк. Поэтому поворачивая налево можно сделать кружок на месте, а поворачивая направо ты натыкаешься на крюк. Один и второй маневр при отсутствии опыта обычно заканчивается падением. К счастью, после нескольких тренировок удалось более менее хорошо овладеть манёвром старта и прохождении виражей влево.

Помнишь ли ты первый выезд на сдачу лицензии?

Это было в 1982 году в Торуне во время молодёжного сбора, в котором стартовали команды из Гданьска, Грудзёндза, Гнезно и Быдгоща. Я ехал в качестве запасного что не давало мне выехать на все заезды. Я помню что в этом турнире я заработал три очка.

Падения в спидвее это большой "кошмар" этого спорта. Как часто в начале твоей карьеры ты знакомился с поверхностью трека?

В самом начале я падал почти в каждом тренировочном заезде. Мастерство укрощения мотоцикла и уверенность в езде приходит со временем. Из более серьезных падений я помню падение в Грудзёндзе, где был очень длинный и чёрный трек и деревянные борта, а у закрытого парка рос дуб. Кто не умел хорошо ездить свой заезд обычно заканчивал чаще всего на этом дереве (смеется). К счастью или к несчатью я не успел до него доехать. Когда я входил в первый вираж - я слишком сильно рванул мотоцикл. Я тогда привык к быдгощскому треку, который был тогда очень прицепным и дырявым. Тогда как в Грудзёндзе трек был ровным и скользким. В результате мотоцикл разверннуло на 180 градусов. По рассказам коллег - потом я узнал что я проехал через спортивную площадку и выехал на противоположной прямой я проехал незадолго перед другими гонщиками и со всего размаха влетел в ограждения.

Ты говоришь, что о подробностях падения рассказали тебе коллеги. Ты на самом деле ничего из этого не помнишь?

Падение закончилось сотрясением мозга, и потому я не помню что происходило. После этого случая я был без сознания почти целые сутки, а очнулся в полдень второго дня. Лишь тогда я понял что я нахожусь в гостинице в Грудзёндзе.

Какова была борьба за место в состав "Полонии"? Соревновались ли вы за место между собой на тренировках?

Тогда по регламенту было обязательным заявка сначало одного, а потом уже и двух юниоров до 21 года. Бывало что клубы на места взрослых ставили в состав юниоров. Поэтому в 1983-84 годах появились в Быдгоще и всей Польше большое количество молодых гонщиков, которые всё чаще находили место в основном составе. В то время свою карьеру начинали также такие гонщики, как Пётр Глюклих, Кжиштоф Зярник и Збигнев Бизонь. Несмотря на то, что мы были членами молодёжного состава, мы боролись не только за места, положенные юниорам, но и начинали вытеснять из состава взрослых. Дошло до того, что на протяжении двух сезонов мы имели команду, составленную почти полностью из местных воспитанников.

Первые добытые очки для молодых гонщиков были наиболее ценными. Когда впервые ты миновал линию финиша перед мотогонщиком из командами противника?

Первые лиговые очки я получил 10 октября 1982 года в Гданьске (3 очка+бонус - прим. автора). В основном составе "Полонии". А впервые в лиговых гонках я стартовал в начале сезона 1983 года в Лешно. Я ехал в паре с Болеславом Прохом, но к сожалению я тогда не заработал в этом матче ни одного пункта. Но это не был мой удачный состав дебют в лиге. Впервые в составе я очутился на позиции резервного с номером 16 в матче на домашнем треке с "Унией" Лешно 29 августа 1982 года. Первый старт закончился намеренным обрывом стартовой ленты. Я хотел остаться исключенным чем ехать в этих соревнованиях, прежде всего по причине состояния трека. Тогда делалась такая поверхность, что начинающий гонщик не мог гарантированно проехать на нём без неприятных последствий.

Первые лиговые пункты Рышард Доломисевич получил уже в 1983 году в матче за удержание в 1-й лиге в ГКМ Грудзёндз.

Болельщики, "Полонии" да и других команд уже несколько сезонов видят что на домашних треках хозяева часто выигрывают а на выездах значительно слабее. Какое на твой взгляд имеет фактор домашнего трека?

Для меня все треки были одинаковы и не имело значения - езжу ли я в Быдгоще, Торуне, Жешуве или Гожуве. Гонщик, который хочет чего-то достичь - должен уметь приспособиться к любым условиям. Тот, кто умеет ездить управляемым заносом и при этом не мучается - достигнет хорошего результата а езда в спидвее будет для него удовольствием. Действительно сегодня я вижу, что домашний трек является неплохим фактором для победы хозяев. Иногда случается, что незадолго до матча начинается дождь и трек становится абсолютно другим.

Уже в 1984 году ты в лиге зарабатывал довольно много очков. Лиговый матч в Жешуве, в котором ты собрал 12 очков можно назвать переломом в твоей карьере?

Тогда был ни один перелом. Действительно матч в Жешуве я вспоминаю с удовольствием. Я заработал в нем 12 пунктов плюс бонус и я был лучшим гонщиком в своей команде. Однако этот результат не появился из ниоткуда. Это было следствием тяжелой работы и бесчисленного числа часов, проведенных на тренировках. Я знал, что результат рано или поздно придет, и потому это не было для меня большой неожиданностью. За несколько дней перед поединком в Жешуве я получил в Люблине Серебряный Шлем, а 4 днями позже в Быдгоще я торжествовал в Бронзовом Шлеме.

На фото подиум Бронзового Шлема, разыгранного 30 августа 1984 года. I место Рышард Доломисевич ("Полония" Быдгощ"), II место Мирослав Данишевски (Stal Гожув), III место Дариуш Рахвалик (Włókniarz Ченстохова).

После этих успехов глаза болельщиков обратились в твою сторону?

В то время главным приоритетом была лига и общий командный результат. Немногие обращали внимание на очковую добычу отдельных гонщиков. Я также не сосредотачивался на том, чтобы показать личный результат. Я работал на команду. И так было до конца моей карьеры.

Вопреки этому кто-то однако заметил твой результат, появились первые трансферные предложения...

Нужно начать с того, что в 80-х годах трансферный срок не существовал. Люди, которые предлагали переход в другой клуб были называемыми kaperownikami, а kaperstwo было наказуемо. Замена клубных цветов было возможно, но основывалось на переход в другую школу, поступление в армию или в милицию. Зато гражданские клубы организовывали для гонщиков альтернативную службу например в пожарной команде.

Возвращаясь к предложениям из других клубов, очень интересным было предложение на езду в Жешуве...

Это был 1984 год и я был тогда в предпризывном возрасте. Я сам хотел поменять клуб, т.к. руководители из Жешува предлагали в десять раз большую зарплату чем я получал в Быдгоще. Однако предложение моего родного клуба было более конкретным. Либо я иду на два года в армию, либо я буду дальше ездить но только в "Полонии". Два года службы в возрасте 18 лет были бы равнозначны с окончанием карьеры. Дополнительно ещё сверху были даны указания обратить на призывника Доломисевича особое внимание и окружить его "доброжелательной атмосферой".  В этой ситуации я решил остаться в Быдгоще.

В следующих частах разговора с Ришардом Доломисевичем, которые скоро мы предоставим, как дальше проходила карьера "Dołka". Мы вернемся в восьмидесятые годы к его наивысшим индивидуальным и командным успехам. Доломисевич расскажет нам также, как у него происходило сотрудничество с командой Голлобов и почему он решил закончить карьеру.

Источник: SportoweFakty.pl

Часть 2

Часть 3

Категория: Интервью | Добавил: Arny (2010-01-28)
Просмотров: 1788 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]