29 марта в польском городе Лешно пройдёт 58-й турнир Мемориала Альфреда Смочика. В связи с этим предлагаю рассказ об этом человеке. Каких результатов достиг бы он в спидвее, если бы не трагедия, которая разыгралась в лесу в окрестностях Лешно 26 сентября 1950 года? Если за несколько лет стартов заслужил себе звание легенды "чёрного спорта", вот какие слова нужны для того, чтобы показать его успехи после 10-15 годов его выступлений на спидвейных треках. Был бы ли он первым поляком, дошедшим до финала личного чемпионата мира? Если да, то какое место мог бы в числе лучших занять? Можно много подобных вопросов задать. Но ни на один из них мы уже не получим ответа. Он навсегда запомнится как легенда спидвея. Учитывая то, что за свою короткую жизнь успел достичь и конечно потому, что так рано ушёл из жизни... Легенда о Великом Фреде навсегда останется в сердцах всех поколений болельщиков также благодаря разыгрываемому уже более чем полвека Мемориале в его память. Впервые Альфред сел на мотоцикл во время войны, когда во время гитлеровской оккупации ему пришлось работать на плодовом складе, управляющим которого был некто Бауер. Шеф склада, имел мотоцикл DKW объёмом 125 см3. В обязанности четырнадцатилетнего Смочика входила забота о том, чтобы машина всегда сверкала, была бы исправна. Он мыл её, и когда надо было производил ремонт. Когда Аренза выслали на восточный фронт, представилась возможность первой поездки на мотоцикле. Такого шанса Альфред не мог упустить. С удивлением отметил, что машина его слушается, что чувствует себя на ней так, словно ездил уже неоднократно. Может быть та минута была решающей для его дальнейшей судьбы... Альфред Смочик родился 11 октября 1928 года, в Kościaniel. Его отец Антон был известным ремесленником. В 1933 году семья Смочиков переехала в расположенный немного более тридцати километров Лешно. По окончании войны, он пошёл учиться ставшему уже "родным" слесарному делу. Закончил школу, сдал экзамен и получил профессию слесаря. В мае 1946 года, после перерыва связанного с войной, вновь начал свою деятельность Лешненский мотоклуб, в который Альфред Смочик пришёл по приглашению одного из основателей клуба, Льва Фабианчика. В сентябре 1946 года, жители Лешно до отказа заполнили стадион, на месте которого сейчас находится известный плавательный бассейн и гостиница "Akwawit". Пришли, чтобы посмотреть первые после войны соревнования по спидвею. Среди участников выделялся маленький, худенький 17-летний светловолосый мальчик, который в свои годы уже очень хорошо управлялся с техникой. Альфред отлично показал себя на треке, на равных соперничал с более опытными, и более старшими соперниками. Несмотря на то, что у них были более мощные мотоциклы. DKW Смочика был объёмом лишь 200 см3, что по сравнению с 500 или 750 кубовыми был просто смешным. В соревнованиях в Кроточине занял второе место, и победил в Равиче! Альфред был очень увлечён спидвеем, кроме того, что он хорошо выступал как гонщик, он оказался также отличным механиком. Каждую свободную минуту посвящал работе с мотоциклом, отлично знал работу двигателя и других механизмов. Благодаря своим умениям сумел сделать из своего мотоцикла очень хороший мотоцикл для гонок. Сумел отлично подготовить к соревнованиям. Часто делал это методом многократных проб и ошибок. Учился на них, со временем набирая в регулировке большего опыта. В 1947 году, вместе с другим гонщиком LKM Unia Leszno Болеславом Добровольским, хорошо проехал в первом послевоенном чемпионате Польши, разыгрываемом ещё с разделением на классы. Доброволски остался мастером в классе 125 см3, а что касается едва достигшего восемнадцатилетнего Альфреда Смочика - то он завоевал звание вицечемпиона Польши в классе среди мотоциклов с объёмом 250 см3, стартуя на своей DKW 200 В этом классе лучше Смочика оказался лишь Сигизмунд Смигел из Бидгоща. Уже в следующем сезоне был среди лучшх гонщиков Польши. Лешненская "Уния" проиграла в борьбе за чемпионство лишь варшавской ПКМ. В команде Лешно больше чем Смочик очков набрал лишь Йожеф Олейничак. Фред выигрывал много гонок. Эти успехи сделали его всё более известным, болельщики часто вспоминали его фамилию, правда большую славу ему принесли старты на стадионе варшавской Skry, где 26 сентября 1948 года состоялся первый послевоенный международный матч по спидвею. В столицу приехала сборная Чехословакии тогда очень сильная, с такими звездами как Франтишек Себерка и Рудольф Гавелка. Варшавскому матчу предшествовали сборы польских гонщиков в Рыбнике, где в роли учителя поляков выступил... Франтишек Себерка, который помог им в обкатке новых, настоящих спидвейных мотоциклов марки Martin Jap. Ученики оказались очень способными ... Поляки, которые ездили в составе: Альфред Смочик, Людвик Драга, Ежи Янковски, Тадеуш Колечек, Ян Краковяк, Ян Секайски, Ян Вансиковски и Эдвард Вроцлавски, - обыграли в гонке своих южных соседей 75:73. Когда в национальном чемпионате Польши стали появляться иностранные мастера спидвея из Швеции Смочик стал одним из немногих поляков, который мог оказывать достойное сопротивление признанным мастерам. У Альфреда появляется индивидуальный, свойственный только ему стиль езды. В 1949 году ведущие спортивные издания Европы писали о молодом таланте из Польши. Писали что это вероятно первый польский чемпион мира... В 1950 году Альфред Смочик стартует в цветах CWKS (?). Призванный в армию переезжает из Лешно в Варшаву. Является также образцовым солдатом, и отличным гонщиком. Нехватка международных встреч не позволяет ему померяться силами с гонщиками из других стран. 17 сентября побеждает в Оструве в турнире "Srebrny Łańcuch", устанавливая рекорд трека. Последний старт и последний рекорд... Вечер 26 сентября 1950 года. По шоссе Гостын - Лешно, обычно пустому в это время, мчится красная Ява. От ветра глаза водителя слезятся, волосы и одежда развеваются на ветру. Два силуэта склоняются ниже. Быстрее! 100, 110 километров в час! Так приятно гнать с ветерком. Альфред любит риск, это его опьяняет, он знает свои возможности, уверенно управляет машиной... На груди, и лице чувствуется всё большее сопротивление воздуха. Движение руки. Ещё быстрее! Сопротивление воздуха становится ещё сильнее, усиливается шум в ушах. 120 километров в час. Максимальная скорость Явы. Быстрее уже нельзя... Лес пролетяет мимо. Ещё тринадцать километров и Лешно. Ещё несколько минут и он будет дома... "- Альфред! Помедленнее! Зачем так гнать? - слова коллеги улетают с ветром. Услышал?... Заходящее солнце бросает неестественно длинные тени на асфальте. Сейчас длинная арка вправо. Он знает в совершенстве каждый метр окраинных шоссе. Теперь проезд через пути и уже почти дом... Наклоняет машину вправо. Какая-то неестественно тяжелая, упрямая. Быстрее!... Половина поворота. Центробежная сила выносит на наружный радиус. Быстро приближается обочина... Всё ещё старается овладеть мотоциклом. На момент выравнивает. Дерево! Объехать! Успеет? Треск сдавленного железа, глухой удар, о пень... Так погиб первый рыцарь спидвейного трека..." Весть о трагедии быстро облетает весь Лешно. Чуть позже уже и вся Польша знает об этом. Трудно в это поверить! - В день когда погиб Смочик я поехал с отцом в деревню на сбор картошки - вспоминает Йозеф Олейничак. - Когда я вернулся я услышал, что Фред в больнице. Я оставил всё и сразу побежал туда. В больнице, к сожалению, я увидел Альфреда, который уже был мёртв... В клуб приходят сотни телеграмм с соболезнованиями. Все телеграммы бережно сохранены в память о великом человеке, великом спортсмене. Через несколько лет клуб передал их Городской Архив, который хранит эти письма до сих пор. Фотографии с похорон публикует не только спортивная пресса. Сотни венков, машин на улицах города и бесконечная похоронная траурная процессия... Друзья и коллеги, делегации клубов со всей Польши, тысячи жителей Лешно и окрестностей... Могилу накрыли сотни венков и цветов, на кладбищенскую почву полились слезы близких и тех, кто за стартами гордости польского спидвея следили поодаль... До наших дней приходящие на могилу Альфреда на лешненском кладбище стоят несколько минут в размышлениях. Бывает, что кто-то совсем чужой зажгёт свечу, положит цветы. Его помнят даже молодёжь, которые и не видели его выступлений. Одним из тех, кто хорошо знал Великого Фреда был Йозеф Олейничак: - Тогда мы строили в Лешно новый стадион. Несколько его друзей и знакомых вышло с проектом именования этого стадиона его именем. Одним из инициаторов этой идеи был и я... Вскоре было ещё одно. Ежегодный спидвейный турнир посвященный памяти Альфреда Смочика. Этот турнир проводят уже 58 лет... Источник
|