Daugavpils Speedway News Пятница, 2024-11-22, 2:49 AM
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » История спидвея

История спидвея в Даугавпилсе
     После дебюта спидвея в СССР в 1958 году и дальнейшей его популяризации, проведения личных, а в 1962 году и первого командного чемпионата страны, у нас в Даугавпилсе также нашёлся большой энтузиаст этого вида спорта. Машинит локомотивного депо Дмитрий Дрибинцев впервые увидел соревнования по спидвею на треке во Львове, где в те годы выступали одни из лучших советских мастеров спидвея. Дмитрий сразу загорелся идеей создать секцию этого вида спорта в Даугавпилсе. Ему удалось собрать группу единомышленников в числе которых был Рихард Пуоджукс много лет выступавший в мотоциклетных гонках, а затем ставший нашим первым рефери по спидвею. Помогали Дрибинцеву также Янис и Бронислав Мейнерты, Альфонс Павлович и многие другие. Янис Мейнерт - бывший мотогонщик, с созданием даугавпилсской команды несколько лет выступал в её составе, а Павлович, видевший сорвнования по спидвею на польских треках, многие годы комментировал соревнования на даугавпилсском треке. Заинтересовав местные власти своей идеей, группа даугавпилсских энтузиастов получила возможность создать спидвейный трек на спортивной площадке 2-й средней школы. Строительство нового стадиона стало народной стройкой, в которой принимали участие как жители Даугавпилса так и некоторые предприятия города. Было отсыпана шлаком и укатано полотно трека, нашиты борта, построена довольно вместительная трибуна. Параллельно под руководством Дрибинцева была создана секция спидвея, закуплены в Чехословакии 4 спортивных мотоцикла "Эсо". К осени 1963 года строительство стадиона было завершено, но никому не хотелось ждать весны. И вот после нескольких тренировок в Даугавпилсе состоялись первые соревнования. На них были приглашены шестеро ленинградских гонщиков, рижанин Эгилс Янсонс. Принял участие в гонке и даугавпилсский спидвеист семнадцатилетний Анатолий Петровский. Победу в тех первых соревнованиях одержали более опытные ленинградские спортсмены. Но именно с той гонки начался путь к победам Анатолия Петровского.

     Анатолий Петровский (7.10.1946 - 27.10.2002)

Петровский был лидером даугавпилсской команды. Он двухкратный чемпион Латвийской ССР (1966 и 1970 гг.), чемпион Прибалтики (1966 г.), чемпион Спартакиады Народов СССР в составе Латвийской ССР (1970 г.). двухкратный обладатель Кубка СССР в составе даугавпилсского "Локомотива" (1967 и 1969 г.г.), трёхкратный победитель Приза памяти экипажа Петра Игашова (1968, 1970 и 1972 гг.) неоднократный победитель других турниров как в Даугавпилсе так и в других городах СССР. Шесть раз подрядАнатолий Петровский стартовал в финале индивидуального чемпионата СССР и в 1970 году стал бронзовым призёром чемпионата, на одно очко отстав от победителя. Ни одному из даугавпилсских гонщиков в дальнейшем так и не удалось повторить это достижение. В том же году даугавпилсский "Локомотив", ведомый своим лидером Анатолием Петровским, уверенно шёл к победе в командном чемпионате страны. Лишь то, что из-за тяжёлой эпидемиологической ситуации в России чемпионат был прерван, это лишило нашу команду и её лидера заслуженной победы. Следующий год принёс нашим спортсменам лишь серебряные медали командного чемпионата СССР. Талантливого спортсмена сразу заметили тренеры сборной страны. Пиком его международной карьеры стало выступление в составе сборной на треках Англии в 1968 году вместе с прославленными советскими гонщиками Игорем Плехановым. Борисом Самородовым, Геннадием Куриленко и другими. Английские профессиональные клубы заинтересовались даугавпилсским гонщиком, но в то время шансов выступать в зарубежных клубах у советских спортсменов не было. Завершил свою карьеру спортсмена Анатолий Петровский достаточно рано в возрасте 28 лет, получив на соревнованиях тяжёлую травму, перелом бедра. Но и 20 лет спустя, когда Анатолий принял участие и поднялся на пьедестал в соревнованиях ветеранов спидвея, поклонники его таланта смогли ещё раз наблюдать его отточенное владение мотоциклом.      В чемпионате СССР 1964 года приняла участие молодая даугавпилсская команда "Искра", которая в свой дебютный сезон заняла 12-е место из 17 учавствовавших в чемпионате команд. Первым её тренером стал Дмитрий Дрибинцев. В следующем произошло разделние команд на две лиги, и наша "Искра", победив во второй группе, получила право выступать в следующем сезоне среди восьми сильнейших дружин Советского Союза. Пионерами даугавпилсского спидвея вместе с Анатолием Петровским были Янис Мейнерт, Андрей Вингра, Василий Диваков, Евгений Евсеев, Пётр Петков (позднее уехал в Болгарию и долгие годы выступал в спидвее на льду), Эрик Бейнарович, Михаил Куракин, Василий Зиновьев, рижанин Эгилс Янсонс, эстонец Рейно Вийдас. Уже в первые годы существования даугавпилсского спидвея в наш город приезжали сильнейшие гонщики из Польши, Чехословакии, ГДР и Венгрии. Среди них были такие прославленные мастра спидвея как чехи Антонин Каспер старший и Станислав Кубичек, поляки Мариан Кайзер и Павел Валошек и другие спортсмены не раз выступавшие в финалах чемпионатов мира. В гонках с такими ассами оттачивалось мастерство местных гонщиков.

     С 1966 года даугавпилсская команда стала называться "Локомотив", и для того чтобы окончательно закрепиться в высшем эшелоне совсетского спидвея в Даугавпилс были приглашены сильные львовские спортсмены Юрий Иличкович, Юрий Ступаков, Владимир Иванишин, Борис Ступаков и Вадим Вольский. И успехи не заставили себя ждать. Даугавпилсский "Локомотив" закрепился в высшей лиге, а в 1968 году наша команда впервые попыталась бороться за призовое место, до которого ей не хватило одной победы. Но первый крупный успех пришёл в Даугавпилс уже в 1967 году. В то время был популярен розыгрыш Кубка СССР среди клубов. Наш "Локомотив" уверенно вышел в финал, который проводился на даугавпилсском треке. Наши спортсмены Анатолий Петровский, Юрий Ступаков, Вадим Вольский и Владимир Иванишин одержали уверенную победу над своими соперниками, несмотря на то, что в их числе были неоднократный чемпион страны уфимская "Башкирия" и молодая сильная команда из Тбилиси возглавляемая талантливым Валерием Клементьевым. Два года спустя в "Локомотив" были приглашены Алексей Кравченко из Салавата и молодой Анатолий Кузьмин из Уфы, подростали молодые местные гонщики. Для получения ездовой практики была создана вторая команда "Dzintars" ("Янтарь"), которая выступала в одной из зон Класса "В". В ней оттачивали мастерство молодые даугавпилсские гонщики. В том 1969 году даугавпилсский "Локомотив" во второй раз стал обладателем Кубка СССР.

     Второй звездой даугавпилсского спидвея стал Анатолий Кузьмин (3.03.1950 - 7.01.1978). Свои первые шаги в спидвее Анатолий сделал в Уфе в 1966 году. Уже на следующий год молодой талантливый спортсмен попробовал свои силы в составе "Башкирии" - на тот момент лучшей команде страны, в составе которой тогда выступали такие мастера спидвея как двухкратный вице-чемпион мира в индивидуальном зачёте Игорь Плеханов, неоднократные участники финалов чемпионата мира Борис Самородов и Геннадий Куриленко, шестикратный чемпион мира в гонках на льду Габдрахман Кадыров, сильные мастера спидвея Фарит Шайнуров и Юрий Чекранов. В совместных тренировках с великими спортсменами Кузьмин заложил основу своих будущих успехов. Дважды в 1967 и 1968 годах Анатолий вместе с командой становится чемпионом СССР. А когда в 1969 году Анатолий Кузьмин был призван в армию, то переехал в Даугавпилс и уже весной попробовал свои силы сначала в "Янтаре", а уже месяц спустя полноправно вошёл в состав первой даугавпилсской команды "Локомотива". Первый же год выступлений Кузьмина в Даугавпилсе стал бурным годом роста мастерства молодого спортсмена. Если в начале в его выступлениях случались срывы, то к концу сезона Анатолий Кузьмин стал одним из лидеров даугавпилсской команды. Он стал единственным даугавпилсским гонщиком, который в том году сумел пробиться в финал индивидуального чемпионата СССР, в котором занял 11-е место. Получив приглашение в сборную страны, Анатолий Кузьмин прочно завоевал в ней место одного из лидеров. В 1970 году Кузьмин вместе со своими партнёрами из даугавпилсского "Локомотива" принёс для Латвийской ССР золотые медали Спартакиады Народов СССР. В 1971-1972 годах Анатолий Кузьмин дважды становится вицечемпионом командного чемпионата мира. В 1971 году Анатолий Кузьмин уверенно преодолел четвертьфинальный и полуфинальный этапы личного чемпоната мира и занял 10-е место в Континентальном финале. А в 1972 году даугавпилсский спортсмен в финале личного чемпоната СССР выиграл бронзовую медаль, и лишь дисквалификация его в одном из заездов на финише гонки не позволила Анатолию стать чемпионом СССР. Но он отыгрался на мировой арене. К своей серебряной медали командного чемпионата мира Кузьмин добавил бронзовую медаль Континентального Финала личного чемпионата мира. Затем Анатолий уверенно выступил в Европейском финале чемпионата мира, где занял 4-е место. и попал в Главный Финал личного чемпионата мира. Эту гонку он также начал с победы в заезде. но затем пошли неполадки с мотором и Анатоллий Кузьмин завершил гонку на 12-м месте. До сей поры это единственный случай выступлений даугавпилсских спортсменов в Финале личного чемпионата мира. Ещё несколько лет Кузьмин уверенно выступал на треках Европы. Так в 1973 году он попал на пьедесталы четвертьфинала и полуфинала Континентальной зоны чемпионата мира, дошёл до Европейского Финала. Повторил он это достижение и в 1974 году. Попутно вместе с Владимиром Гордеевым наш Анатолий Кузьмин занял 4-е место в финале чемпионата мира среди пар. на очко отстав от серебряного призёра. При этом Анатоллий оставался бессменным лидером "Локомотива". Он был сильнейшим гонщиком даугавпилсской команды и остался легендой нашей команды для последующих поколений. Анатолий Кузьмин погиб в автокатастрофе в янване 1978 года.

     Пиком роста достижений даугавпилсской команды поры становления стал рубеж 60-70-х годов. В составе команды вырос местный молодой талантливый гонщик Иван Рыбников (1.08.1952 - 18.07.1982 гг.). Отличаясь большой смелостью и быстротой принятия решений на треке, Иван уже в 1970 году прочно завоевал место в основном составе "Локомотива", а на следующий год стал одним из лидеров команды. Первым успехом даугавпилсского спортсмена стала победа в составе Латвийской ССР на финале Спартакиады в 1970 году, а на следующий год Иван Рыбников стал вторым после Кузьмина по результативности в нашей команде. Именно в 1971 году наш "Локомотив" добился своего наивысшего успеха в командных чемпионатах СССР, завовав 2-е место. В 1973 году Кубок СССР вновь выиграли даугавпилсские гонщики, и авторами этого стали Иван Рыбников и Анатолий Кузьмин. Лучшим для Ивана стал 1972 год, когда команда вновь стояла на пьедестале (3-е место), а в финале личного чемпионата СССР после первого дня соревнований Рыбников лидировал, и лишь падение в первом заезде второго дня и полученая при этом травма отбросили молодого спортсмена в середину турнирной таблицы. Ещё многие годы Иван Рыбников оставался одним из лидеров "Локомотива".

     В середине 70-х годов в нашу команду влились саратовец Олег Гинтер и украинец Сергей Довженко. В составе стали появляться также новые имена: Сергей Соловьёв, Виктор Бляха, Валерий Харитонов, Владимир Ткачук. Но из-за трагической гибели в аварии двух лидеров Кузьмина и Гинтера, полноценной смены поколений не произошло. Наоборот команда осиротела. В этот момент "Локомотив" возглавил бывший гонщик "Локомотива" Василий Диваков. которому в короткий срок удалось подготовить ряд талантливых молодых гонщиков. На рубеже 80-х в команде появились будущие её лидеры Сергей Дану и Владимир Рыбников. Опираясь на опыт ветеранов Сергея Довженко и Ивана Рыбникова молодёжь смело пошла вперёд. В 1979 году сборная Латвийской ССР. представленная даугавпилсскими спортсменами выиграла бронзовые медали на Спартакиаде Народов СССР, а в 1980 году на рижском треке Владимир Ткачук стал чемпионом СССР среди юниоров. Открывалась новая страница даугавпилсского спидвея. Молодые Сергей Дану, Владимир Рыбников, Владимир Ткачук, Валерий Харитонов вместе с закалёнными в сражениях на треке Иваном Рыбниковым, Сергеем Довженко, Виктором Бляхой, Олегом Исаевым составили вполне конкурентноспособную команду, которая стала выдвигаться на первые роли в советском спидвее. В 1981 году Сергей Дану повторил успех своего партнёра и также стал чемпионом СССР среди юниоров. В третий раз победы в этом турнире добился Андрей Королёв в 1989 году. В 80-е годы в команде стали блистать Сергей Дану, Владимир Рыбников, Владимир Ткачук, Николай Кокин, Валерий Соколов, Андрей Королёв, Василий Матвеев, Юрий Брауцейс, а с 1991 года и ленинградец Владимир Воронков.

     После завершения последнего чемпионата СССР в 1991 году государственное финансирование команды было прекращено, и спидвей в Даугавпилсе вновь попал в серьёзный кризис. В 1992 году в Даугавпилсе под руководством Владимира Рыбникова был создан клуб "Спидвей-Центр", который открыл кардинально новую страницу латвийского спидвея. Большую роль в воссоздании даугавпилсского спидвея сыграла поддержка горожан. простых люителей этого вида спорта, чья поддержка на трибунах очень важна для спортсменов.

     Ещё в советское время было проведено 15 чемпионатов Латвийской ССР и три чемпионата Прибалтики. Во всех чемпионатах золото неизменно выигрывали даугавпилсские гонщики. Исключением стал первый открытый чемпионат Латвийской ССР, в которомтакже был разыгран титул сильнейшего прибалтийского спидвеиста. В нём победу праздновал эстонский спортсмен Рейно Вийдас. Начиная с 1991 года проводится индивидуальные чемпионаты Латвии, в которых принимают участие и приглашённые зарубежные спортсмены. Рекордсменом по числу чемпионских титулов является Андрей Королёв. Он побеждал 5 раз. Анатолий Петровский и Анатолий Кузьмин имеют на своём счету по два триумфа. Кроме этих спортсменов трижды становились чемпионами Латвии Владимир Рыбников и Николай Кокин, 2 раза побеждал Владимир Воронков. Становились чемпионами Латвии (Латвийской ССР) Валерий Харитонов, Владимир Ткачук, Сергей Довженко, Иван Рыбников, Олег Исаев, Сергей Дану, Кястас Пуоджукс и иностранные спортсмены: эстонец Рейно Вийдас, поляки Адам Скурницки, Роберт Миколайчак, Славомир Дудек. В 1995 году "Спидвей-Центр" был приглашён учавствовать в открытом командном чемпионате России. И нужно сказать наша команда неплохо смотрелась на фоне российских мастеров спидвея. За 11 лет выступлений в российской лиге даугавпилсский клуб 4 раза выигрывал бронзовые медали чемпионата. Все эти годы основу команды составляли ветераны Николай Кокин, Владимир Воронков и Андрей Королёв. По результатам к ним смог лишь подтянуться лишь Александр Бизня, а юниоры прогрессировали слишком медленно. Лишь к 2002 году в команде выросли конкурентноспособные молодые гонщики Леонид Паура, Александр Иванов, Кястас Пуоджукс. Кястас быстро прогрессируя влился в число лидеров команды. С 2005 года даугавпилсский "Спидвей-Центр" выступает во второй лиге командного чемпионата Польши. И если первый сезон наша команда завершила на третьем месте, то в этом (2006) году уже борется за победу в лиге.

     Но главным событием в связи с получением Латвией независимости, стало участие даугавпилсских спортсменов в чемпионатах мира и Европы. Уже в 1992 году наши гонщики Андрей Королёв, Юрий Брауцейс и Валерий Соколов приняли участие в командном и личном чемпионатах мира. Однако первый блин оказался комом, сказалась слабая материальная база, отсутствие достаточной соревновательной практики. Первый относительный успех пришёл к нашим мастерам спидвея в 1994 году, когда Владимир Воронков и Андрей Королёв заняли в 1/8 финала личного чемпионата мира в Континентальной зоне соответственно 2 и 3 места, а сборная Латвии в составе Воронкова, Королёва и Кокина сумела стать второй в группе "С" командного чемпионата мира. В 1996 году в Даугавпилсе впервые проводится четвертьфинал личного чемпионата мира среди юниоров 12 мая 1996 года. Эта дата стала новой точкой отсчёта развития даугавпилсского спидвея. Каждый новый сезон приносил даугавпилчанам новые чемпионаты. Так за 10 лет в Даугавпилсе прошли отборочные гонки индивидуального чемпионата мира, командного чемпионата мира, индивидуального чемпионата Европы. В 2002 году прошёл финал юниорского чемпионата Европы, а в 2001 году состоялся финал Кубка Европейских Чемпионов. За эти годы была проведена кардинальная реконструкция стадиона. За 10 лет выступлений на мировой арене даугавпилсские спортсмены добилиь и опредёлённых успехов. Так в индивидуальном чемпионате мира (отборе в Серию Гран-При) в 2000 году Николай Кокин прошёл запасным в Континентальный финал, а на следующий год Андрей Королёв превзошёл это достижение и занял в Континентальном финале 7-е место. В рамках командного чемпионата мира наши гонщики наибольшего своего успеха добились в 1998 году. когда на своём треке выиграли соревнования в группе "В", а в Тольятти в группе "А" заняли 4-е место. В чемпионате Европы среди юниоров в 2005 году Кястас Пуоджукс в чешском Мшено занял второе место. Это стало первой победой латвийского спидвея со времён легендарного Анатолия Кузьмина. Другим успешным турниром для наших спортсменов стал Кубок Евопейских Чемпионов среди клубных команд. Так наш "Спидвей-Центр" трижды выступал в финале розыгрыша этого почётного турнира. Две попытки стали успешными. Так в 2001 году на родном треке наш клуб выиграл бронзовые медали совсем немного уступив чемпионам Польши и России. а в прошлом году на финале в Тольятти "Спидвей-Центр" поднялся уже на вторую ступеньку пьедестала почёта. в этих гонках команду представляли Андрей Королёв, Александр Бизня, Владимир Воронков, Николай Кокин, Адам Скурницки (в 2001 году) Денис Гизатуллин, Семён Власов, Кястас Пуоджукс, Славомир Дудек, Роберт Миколайчак (в 2005 году).

Евгений Ластовка.
Официальная программа Гран-При Латвии.

Другие материалы по теме

Категория: История спидвея | Добавил: Arny (2006-09-14) | Автор: Arny E W
Просмотров: 10112 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]